Индекс материала |
---|
Социальный форум России 2011 / Социальные инновации – от теории к практике |
Тезисы |
Выступление |
Презентация |
Все страницы |
Социальный Форум России – 2011
29-30 сентября 2011г.
Москва
«Социальные инновации – от теории к практике»
Н.Г. Кузнецова, исполнительный директор
Межрегиональной общественной организации (МОО)
«Достижения молодых»
Глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости, задачи модернизации общества и конкурентоспособности экономики, необходимость быстрого и адекватного реагирования на изменения, связанные с развитием новых технологий и общественных явлений, требуют перехода к новым формам и инновационным методам образования молодежи, которые можно отнести к социальным инновациям.
Социальные инновации приобретают все большую значимость в государственном, коммерческом, некоммерческом и общественном секторах, научно-образовательной среде, а также в сферах взаимодействия между ними. Большое количество исследований посвящено созданию условий для межсекторального сотрудничества, нацеленного на социальные преобразования.
Именно такой подход реализуется в образовательных инициативах «Достижения молодых», направленных на формирование интеллектуальных способностей, запаса знаний, поведенческих моделей и практических навыков, которые необходимы для создания и реализации инновационных решений социально-значимых проблем и задач.
Цели, содержание, структура и формат обучения создают благоприятные условия и значимые стимулы для развития полезных навыков и позитивных убеждений:
• возможность выдвигать инициативы, самостоятельно принимать решения и добиваться результатов своими силами;
• прикладной характер и акцент на результаты обучения, с помощью которых устанавливается прямая связь между получаемыми знаниями, умениями и навыками и их практическим применением;
• ценность приобретаемых и документируемых (в «Портфолио») компетенций для жизни и карьеры в долгосрочной перспективе.
Компетенции формируются в процессе обучения, целенаправленного, систематизированного и структурированного, таким образом, чтобы участники сформировали социальные компетенции через личный опыт.
Результаты оцениваются экспертами в сфере, к которой относится конкретная образовательная инициатива, а достижения участников получают общественное признание и позволяют найти свое место в обществе - место, согласующееся с ролями, привлекательными для молодежи, соответствующее социальным заказам и отвечающее потребностям и интересам молодых людей и общества в целом.
Социальное партнерство становится стратегическим фактором социального диалога всех заинтересованных сторон, углубления их сотрудничества и взаимного доверия, проводником ценности социальных инноваций и инструментом модернизации общества.
На уровне практической реализации наибольшее распространение и признание получила модель социального партнерства международного содружества некоммерческих организаций «Достижения молодых». Опираясь на поддержку и взаимодействие государственных структур, частного и корпоративного бизнеса, профессиональных сообществ и общественности, образовательные инициативы «Достижения молодых» развиваются в целях содействия образованию и воспитанию молодежи, основанному на активном освоении знаний, моделей поведения и навыков, усиливающих позитивные перспективы молодых людей, сообществ и стран, в которых они живут, учатся и работают.
Социальные партнеры объединяют ресурсы и усилия в стремлении повысить социально-экономическую значимость образования, обеспечить эффективную подготовку молодежи к самостоятельной жизни. Они знакомят молодежь с тенденциями, задачами, возможностями и перспективами, выходящими за рамки обычных учебных дисциплин; оказывают поддержку в разработке учебно-методических материалов и заданий, требующих умения решать практически важные задачи; выступают в роли добровольных наставников, участвующих в базовых и факультативных курсах образовательных учреждений, а также кураторов проектной деятельности, организаторов учебно-деловых игр, тренингов, мастер-классов, экспертов-консультантов, поддерживающих и оценивающих результаты социальных молодежных инициатив и проектов; служат позитивными ролевыми моделями для подрастающего поколения.
Примерами образовательных инициатив, при активном участии и поддержке социальных партнеров готовящих молодежь к реальным эффективным практическим действиям, направленным на важные социальные преобразования, служат:
• «Эстафета социальных инноваций» - проект «Достижения молодых», направленный на повышение мотивации и готовности молодежи к созданию новаторских идей, способствующих важным положительным социальным преобразованиям.
• Инновационные турниры «Идеи без границ» - учебно-деловые игры, реализующие методику обучения инновационному предпринимательству «Достижения молодых – Юный предприниматель».
• Программа научно-технического творчества Sci-Tech «Достижения молодых», направленная на повышение интереса молодежи к изучению математики и естественнонаучных дисциплин; стимулирование научно-технического творчества и знакомство с профессиями научно-технического профиля.
• Всемирная неделя предпринимательства - масштабная международная акция, направленная на формирование предпринимательской культуры и воспитание нового поколения социальных предпринимателей, обладающих навыками и качествами, в которых остро нуждается современное общество.
Реализация образовательных инициатив «Достижения молодых» основана на взаимодействии представителей государства, частного бизнеса, корпоративных партнеров, профессиональных сообществ и лидеров общественного мнения. Широкое распространение и институциональная поддержка существующих механизмов взаимодействия социальных партнеров могут без существенных временных и финансовых издержек обеспечить способность образования в большей степени и в более короткие сроки реагировать на потребности и изменения в экономике, рынке труда и обществе.
Придать этим инициативам большую масштабность и значимость можно с помощью следующих мер:
• Системное привлечение социальных партнеров, не вместо, а вместе с педагогами реализующих навыкообразующие образовательные программы и проекты на всех уровнях системы образования (основного и дополнительного);
• Возрождение традиции наставничества, но на более современном уровне, отвечающем потребностям молодежи, которой предстоит выбор профессии, и организаций, нуждающихся в грамотных, мотивированных и хорошо подготовленных сотрудниках;
• Целенаправленное применение популярных в молодежной среде технологических инструментов для взаимодействия с представителями профессиональных сообществ с целью знакомства молодежи комплексными проблемами и видами социально-экономической деятельности;
• Использование всего диапазона возможностей, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями и дистанционным форматом обучения и самообразования для улучшения перспектив и качества жизни молодых людей;
• Проведение полномасштабных (и широко освещаемых СМИ с целью популяризации) конкурсов и соревнований, кампаний и акций, повышающих эффективность подготовки молодежи к решению социально-значимых задач.
Модель социального партнерства «Достижения молодых» обусловлена не филантропической деятельностью, а потребностью в многостороннем сотрудничестве ради подготовки квалифицированных кадров и ответственных граждан, способных решать задачи модернизации экономики и общества. Удовлетворение этой потребности зависит от согласованности мнений и единого взгляда, практически реализуемых на местах социальными партнерами.
В качестве образца успешно реализуемых механизмов взаимодействия социальных партнеров и экспериментальной площадки для отработки новых моделей можно использовать инициативы, подобные Всемирной неделе предпринимательства. В 2011 г. она проводится 14-20 ноября. Планирование и подготовка уже начались. Принять участие может каждый, кто хочет перейти от теории к практике и от слов к делу. Подробнее об этом на www.ja-russia.ru