Индекс материала |
---|
Социальный форум России 2011 / Социальные инновации – от теории к практике |
Тезисы |
Выступление |
Презентация |
Все страницы |
«Социальные инновации – от теории к практике»
Н.Г. Кузнецова, исполнительный директор
Межрегиональной общественной организации (МОО)
«Достижения молодых»
Социальный Форум России – 2011
29-30 сентября 2011г.
Москва
Эстафета социальных инноваций
23 сентября 2011г. стали известны результаты пилотного конкурса «Эстафета социальных инноваций», организованного весной-летом 2011 г. международным сообществом некоммерческих образовательных организаций «Достижения молодых».
Используя новейшие технологии интерактивных встреч, 9917 участников эстафеты из 11 стран преодолели несколько этапов соревнования и впервые в своей жизни прошли путь новаторов – от поиска идеи, ведущей к решению существующей в реальной жизни проблемы, до внедрения открытия или изобретения, меняющего жизнь к лучшему, т.е. создания инновации.
Участники «Эстафеты социальных инноваций» научились создавать, излагать и отстаивать свои идеи, чтобы убедительно отвечать на вопросы экспертов, принимающих участие в программе на добровольных началах в качестве лекторов, кураторов и членов жюри.
При оценке проектных предложений главным критерием было, насколько они реалистичны и перспективны с точки зрения позитивных перемен в интересах общества. Члены жюри оценили все предложения, чтобы определить одну победившую команду – сначала в каждой стране, участвующей в проекте, а за тем и победителей международного финала.
Победила команда «Фортуна» - школьная компания «Достижения молодых» из Нижнекамска. Ребята создали свой проект – оригинальные светильники и предметы интерьера - из мусора и обучили необычной технологии переработки вторичного сырья сначала - учащихся своей школы, а потом и жителей микрорайона. В настоящее время команда создает интернет-сообщество неравнодушных, изобретательных и инициативных людей, которых волнуют вопросы экологии.
По мнению жюри, в состав которого вошли представители деловых кругов, команда создала и внедрила успешную модель социально-ориентированного бизнеса или, как теперь часто говорят, социального предпринимательства.
• Продукт школьной компании «Фортуна» привлекателен для широкого круга потребителей, пользуется спросом, рентабелен (сырье всегда в наличии, затраты минимальны).
• Деятельность школьной компании «Фортуна»:
o направлена на решение важной экологической задачи, имеющей глобальный характер;
o решает дефицит творчества и общения для людей разных поколений;
o содействует социализации «трудных подростков» и облегчению материальных проблем малоимущих жителей микрорайона;
o дает неограниченному количеству людей, которые хотели бы сделать что-то для улучшения жизни, но не знают, как это сделать, возможность перейти от слов к делу, и от теории к практике.
Обучаем на практике
Именно такой подход реализуется в «Эстафете социальных инноваций» и других образовательных инициативах «Достижения молодых», направленных на формирование интеллектуальных способностей, запаса знаний, поведенческих моделей и практических навыков, которые необходимы для создания и реализации инновационных решений социально-значимых проблем и задач.
Знакомство с базовыми социально-экономическими понятиями происходит на материале, связанном с реальными жизненными интересами, проблемами и задачами семьи, микрорайона, города, региона, страны и мира, в условиях максимально приближенных к реальным ситуациям.
Цели, содержание, структура и формат обучения создают благоприятные условия и значимые стимулы для развития полезных навыков и позитивных убеждений:
• возможность выдвигать инициативы, самостоятельно принимать решения и добиваться результатов своими силами;
• прикладной характер и акцент на результаты обучения, с помощью которых устанавливается прямая связь между получаемыми знаниями, умениями и навыками и их практическим применением;
• ценность приобретаемых и документируемых (в «Портфолио») компетенций для жизни и карьеры в долгосрочной перспективе.
Компетенции формируются в процессе обучения, целенаправленного, систематизированного и структурированного, таким образом, чтобы участники сформировали социальные компетенции через личный опыт.
Конкретные молодежные инициативы, а достижения получают общественное признание и позволяют найти свое место в обществе - место, согласующееся с ролями, привлекательными для молодежи, соответствующее социальным заказам и отвечающее потребностям и интересам молодых людей, и общества в целом.
Объединяем усилия
Социальное партнерство становится стратегическим фактором социального диалога, углубления взаимодействия и взаимного доверия, проводником ценности социальных инноваций и инструментом модернизации общества.
Обучение на практике и личном опыте обеспечивается активным участием и сотрудничеством социальных партнеров – всех сторон, заинтересованных в повышении социально-экономической значимости образования и эффективной подготовке молодежи к самостоятельной жизни.
Социальные партнеры:
• знакомят молодежь с тенденциями, задачами, возможностями и перспективами в различных сферах общественной жизни, выходящими за рамки обычных учебных дисциплин;
• оказывают поддержку в разработке учебно-методических материалов и заданий, требующих умения решать практически важные задачи;
• выступают в роли добровольных наставников, участвующих в базовых и факультативных курсах образовательных учреждений, кураторов проектной деятельности, организаторов учебно-деловых игр, тренингов, мастер-классов, экспертов-консультантов, оценивающих результаты молодежных инициатив и проектов,
• служат позитивными ролевыми моделями для подрастающего поколения.
Модель социального партнерства «Достижения молодых» обусловлена не филантропической деятельностью, а потребностью в многостороннем сотрудничестве ради подготовки квалифицированных кадров и ответственных граждан, способных решать задачи модернизации экономики и общества. Удовлетворение этой потребности зависит от согласованности мнений и единого взгляда, практически реализуемых на местах социальными партнерами.
Социальные инновации в действии
Хотелось бы привести несколько примеров образовательных инициатив, которые сами по себе являются социальными инновациями в образовательной сфере и готовят молодежь к реальным эффективным практическим действиям, направленным на важные социальные преобразования.
• «Эстафета социальных инноваций» - «Достижения молодых» - многоэтапное соревнование с применением интерактивных технологий, направленное на повышение мотивации и готовности молодежи к созданию и реализации новаторских идей, способствующих важным положительным социальным преобразованиям.
• Инновационные турниры «Творчество и новаторство» - учебно-деловые игры, реализующие методику обучения инновационному предпринимательству «Достижения молодых – Юный предприниматель», направленные на развитие творческой инициативы, изобретательности и предприимчивости.
• Комплексная программа научно-технического творчества Sci-Tech, направленная на повышение интереса молодежи к изучению математики и естественнонаучных дисциплин; стимулирование научно-технического творчества и знакомство с профессиями научно-технического профиля.
• Всемирная неделя предпринимательства - масштабная международная акция, направленная на формирование предпринимательской культуры и воспитание нового поколения социальных предпринимателей, обладающих навыками и качествами, в которых остро нуждается современное общество.
В качестве образца успешно реализуемых механизмов взаимодействия социальных партнеров и экспериментальной площадки для отработки новых моделей можно использовать инициативы, подобные Всемирной неделе предпринимательства. В 2011 г. она проводится 14-20 ноября. Планирование и подготовка уже начались. Принять активное участие может каждый, кто хочет перейти от теории к практике и от слов к делу. Подробнее об этом на www.ja-russia.ru