Индекс материала
Социальный форум России 2011 / Социальные инновации – от теории к практике
Тезисы
Выступление
Презентация
Все страницы

 

«Социальные инновации – от теории к практике»

Н.Г. Кузнецова, исполнительный директор
Межрегиональной общественной организации (МОО)
«Достижения молодых»


Социальный Форум России – 2011
29-30 сентября 2011г.
Москва


Эстафета социальных инноваций

23 сентября 2011г. стали известны результаты пилотного конкурса «Эстафета социальных инноваций», организованного весной-летом 2011 г. международным сообществом некоммерческих образовательных организаций «Достижения молодых».

Используя новейшие технологии интерактивных встреч, 9917 участников эстафеты из 11 стран преодолели несколько этапов соревнования и впервые в своей жизни прошли путь новаторов – от поиска идеи, ведущей к решению существующей в реальной жизни проблемы, до внедрения открытия или изобретения, меняющего жизнь к лучшему, т.е. создания инновации.

Участники «Эстафеты социальных инноваций» научились создавать, излагать и отстаивать свои идеи, чтобы убедительно отвечать на вопросы экспертов, принимающих участие в программе на добровольных началах в качестве лекторов, кураторов и членов жюри.

При оценке проектных предложений главным критерием было, насколько они реалистичны и перспективны с точки зрения позитивных перемен в интересах общества. Члены жюри оценили все предложения, чтобы определить одну победившую команду – сначала в каждой стране, участвующей в проекте, а за тем и победителей международного финала.

Победила команда «Фортуна» - школьная компания «Достижения молодых» из Нижнекамска.  Ребята создали свой проект – оригинальные светильники и предметы интерьера - из мусора и обучили необычной технологии переработки вторичного сырья сначала - учащихся своей школы, а потом и жителей микрорайона. В настоящее время команда создает интернет-сообщество неравнодушных, изобретательных и инициативных людей, которых волнуют вопросы экологии.

По мнению жюри, в состав которого вошли представители деловых кругов, команда создала и внедрила успешную модель социально-ориентированного бизнеса или, как теперь часто говорят, социального предпринимательства.

•    Продукт школьной компании «Фортуна» привлекателен для широкого круга потребителей, пользуется спросом, рентабелен (сырье всегда в наличии, затраты минимальны).

•    Деятельность школьной компании «Фортуна»:

o    направлена на решение важной экологической задачи, имеющей глобальный характер;

o    решает дефицит творчества и общения для людей разных поколений;

o    содействует социализации «трудных подростков» и облегчению материальных проблем малоимущих жителей микрорайона;

o    дает неограниченному количеству людей, которые хотели бы сделать что-то для улучшения жизни, но не знают, как это сделать,  возможность перейти от слов к делу, и от теории к практике.


Обучаем на практике

Именно такой подход реализуется в «Эстафете социальных инноваций» и других образовательных инициативах «Достижения молодых»,  направленных на формирование интеллектуальных способностей, запаса знаний, поведенческих моделей и практических навыков, которые необходимы для создания и реализации инновационных решений социально-значимых проблем и задач.

Знакомство с базовыми социально-экономическими понятиями происходит на материале, связанном  с реальными жизненными интересами, проблемами и задачами семьи, микрорайона, города, региона, страны и мира, в условиях максимально приближенных к реальным ситуациям.

Цели, содержание,  структура  и формат обучения создают благоприятные условия и значимые стимулы  для развития полезных навыков и позитивных убеждений:

•    возможность выдвигать инициативы, самостоятельно принимать решения и добиваться результатов своими силами;

•    прикладной характер и акцент на результаты обучения, с помощью которых устанавливается прямая связь между получаемыми знаниями, умениями и навыками и их практическим применением;

•    ценность приобретаемых и документируемых (в «Портфолио») компетенций для жизни и карьеры в долгосрочной перспективе.

Компетенции формируются в процессе обучения, целенаправленного, систематизированного и структурированного, таким образом, чтобы участники сформировали социальные компетенции через личный опыт.

Конкретные молодежные инициативы, а достижения  получают общественное признание и позволяют найти свое место в обществе - место, согласующееся с ролями, привлекательными для молодежи, соответствующее социальным заказам и отвечающее потребностям и интересам молодых людей, и общества в целом.

 


Объединяем усилия

Социальное партнерство становится стратегическим фактором социального диалога, углубления взаимодействия и взаимного доверия,  проводником ценности социальных инноваций и инструментом модернизации общества.

Обучение на практике и личном опыте обеспечивается активным участием и сотрудничеством социальных партнеров – всех сторон, заинтересованных в повышении социально-экономической значимости образования и эффективной подготовке молодежи к самостоятельной жизни.

Социальные партнеры:

•    знакомят молодежь с тенденциями, задачами, возможностями и перспективами в различных сферах общественной жизни, выходящими за рамки обычных учебных дисциплин;

•    оказывают поддержку в разработке учебно-методических материалов и заданий, требующих умения решать практически важные задачи;

•    выступают в роли добровольных наставников, участвующих в базовых и факультативных курсах образовательных учреждений, кураторов проектной деятельности, организаторов учебно-деловых игр, тренингов, мастер-классов, экспертов-консультантов, оценивающих результаты молодежных инициатив и проектов,

•    служат позитивными ролевыми моделями для подрастающего поколения.

Модель социального партнерства «Достижения молодых» обусловлена не филантропической деятельностью, а потребностью в многостороннем сотрудничестве ради подготовки квалифицированных кадров и ответственных граждан, способных решать задачи модернизации экономики и общества. Удовлетворение этой потребности зависит от согласованности мнений и единого взгляда, практически реализуемых на местах социальными партнерами.


Социальные инновации в действии

Хотелось бы привести несколько примеров образовательных инициатив, которые сами по себе являются социальными инновациями в образовательной сфере и готовят молодежь к реальным эффективным практическим действиям, направленным на важные социальные преобразования.


•    «Эстафета социальных инноваций» - «Достижения молодых» - многоэтапное соревнование с применением интерактивных технологий,  направленное на повышение мотивации и готовности молодежи к созданию и реализации новаторских идей, способствующих важным положительным социальным преобразованиям.


•    Инновационные турниры «Творчество и новаторство» - учебно-деловые игры, реализующие методику обучения инновационному предпринимательству «Достижения молодых – Юный предприниматель», направленные на развитие творческой инициативы, изобретательности и предприимчивости.


•    Комплексная программа научно-технического творчества Sci-Tech, направленная на повышение интереса молодежи к изучению математики и естественнонаучных дисциплин;  стимулирование научно-технического творчества и знакомство с профессиями научно-технического профиля.


•    Всемирная неделя предпринимательства - масштабная международная акция, направленная на формирование предпринимательской культуры и воспитание нового поколения социальных предпринимателей, обладающих навыками и качествами, в которых остро нуждается современное общество.


В качестве образца успешно реализуемых механизмов взаимодействия социальных партнеров и экспериментальной площадки для отработки новых моделей можно использовать инициативы, подобные Всемирной неделе предпринимательства. В 2011 г. она проводится 14-20 ноября. Планирование и подготовка уже начались. Принять активное участие может каждый, кто хочет перейти от теории к практике и от слов к делу. Подробнее об этом на www.ja-russia.ru