Индекс материала
Примеры социальных инноваций
Реферат
Опыт регионов по оказанию адресной поддержки на основе социальных контрактов
Опыт социальных инноваций в условиях реабилитационного отделения и отделения социальной адаптации Красноперекопского психоневрологического интерната
Инновации, которые рождают инновации. Примеры инноваций в экономике.
Все страницы

Примеры социальных инноваций

Благодарим Вас за участие в подборе примеров!

Ваши примеры >>

Как стать победителем «Эстафеты социальных инноваций» >>


Различные примеры социальной сферы инноваций

Введение

В настоящее время многими исследователями отмечаются изменения, происходящие в семье. Предпосылки этих преобразований – новые общественные нормы, способствующие созданию иных путей не только формирования семьи, но и взаимоотношений между её членами. Многие исследователи видят направления выхода из кризиса в преодолении монопрофильности поселений, однако, у автора иная точка зрения. Верно проведенная диверсификация производства, налаживание необходимых связей с предприятиями других городов и стран способны сделать градообразующие предприятия прибыльными, а значит комфортной социально-экономическую обстановку.

Традиции и инновации в семье

Присутствие традиций и инноваций в среде сельской молодёжи проявляется более ярко. Анализ данных социологического исследования позволяет выявить отношение молодёжи к такой значимой традиционной ценности, как дети. На вопрос «Хотите ли Вы иметь детей в будущем» дали ответ «Да» 85,21% опрошенных. Однако, несмотря на развёрнутую государством пропаганду идеальной семьи с тремя и более детьми, можно судить, что для молодёжи предпочтительнее иметь двоих детей (53,63% от общего числа респондентов). В будущем иметь троих детей, хотят 7,02%, а общая доля респондентов желающих иметь более троих детей, составила лишь 2,50%. Очевидно, что в молодёжной среде многодетность ещё не встречает достаточной поддержки. Тем не менее, есть группа ещё неопределившихся (19,30% от всей совокупности) в отношении количества детей. На изменение установок молодёжи именно этой группы (не исключая остальную), необходимо ориентироваться, возрождая традицию многодетности.

В регулировании деторождения значимую роль играют ценности, нормы, обычаи, в том числе традиционные (ребёнок может появляться только в законном браке, семья многодетная и многопоколенная, где главная роль принадлежит отцу семейства и мужу). В настоящее время социальные изменения, затрагивающие и институт семьи, заставляют современное общество задуматься о необходимости пересмотра концепции ребёнка. Реальность такова, что ребёнок может появиться не только в результате гетеросексуальных отношений, но и в результате искусственного оплодотворения (т.е. вариабельность вариантов деторождения). Во многих случаях потенциальные родители имеют возможность контролировать время, расу и другие желаемые характеристики ребёнка. Для многих семей результат новой реальности проявляется в мультидетности и мультиродительстве. Такое положение дел действует разрушительно на традиционные предположения о значении родительства как такового и об ответственности, им предполагаемой. Становятся актуальными вопросы, ранее не возникавшие в науке. Например, каково значение отцовства в условиях недавно появившейся возможности искусственного оплодотворения женщины, что делает возможным зачатие при отсутствии мужчины и будущего отца; как должно быть определено материнство, если всё большее распространение получает явление суррогатного материнства.

Изменение института семьи связано с социальными, политическими и экономическими преобразованиями, происходящими в современном обществе. Миграционные процессы также отражаются на семье и приводят к возникновению новых образцов социального поведения (особенно для более мобильного сегмента)

Диффузия инноваций в студенческой субкультуре

На сегодняшний день в мире появляется огромное число инноваций во всех сферах жизни социума, в том числе и культурной. Современные технические средства коммуникации, например как Интернет и мобильные телефоны позволяют ускорить диффузию – процесс распространения инноваций. Поскольку молодежь, в частности студенты, являются активными пользователями современных средств коммуникаций, процесс диффузии в молодежной среде разрастается с огромной скоростью.

Одной из актуальных сфер жизни молодежи является ее досуг: каждый день появляются различные способы проведения свободного времени, образуются все новые и новые молодежные субкультуры и т.д. Для сегодняшнего относительно стабильного российского общества характерны «гуманитарные» молодежные субкультуры, представляющие из себя форму проведения досуга. Т.е. как только жизнь без лишений превращается в норму, общество сталкивается с тоской будней, «сытые» молодые люди начинают искать себе применение посредством молодежной субкультуры. Примером подобных субкультур может служить стрейт-рейджеры, мобберы, экстремалы и т.д.

Таким образом, объектом нашего исследования выступает инновация в сфере проведения досуга у молодежи.

Процессы диффузии инноваций в различных сферах жизни общества имеют свои специфические черты и особенности. В данном исследовании, учитывая специфику объекта, инновация понимается как выработка новых форм деятельности.

Данная инновация в студенческой среде может транслироваться как через каналы межличностной коммуникации, так и через средства массовой коммуникации (интернет, телевидение и т.д.). Таким образом, перед нами стоит проблема гносеологического характера - незнание приоритетного источника нововведения в студенческую среду. Т.е. главным вопросом исследования встает: что выступает главным транслятором инновации в студенческую среду: интернет или непосредственное общение с одногруппниками; телевидение или личное знакомство с представителями той или иной субкультуры?

Цель – выявить основные источники информации, благодаря которым студенты узнают о той или иной инновации.

Э. Роджерс в теории диффузии инноваций выделяет четыре главных элемента в процессе диффузии: инновация, каналы коммуникации, время, социальная система.

Согласно выделенным элементам в данном исследовании рассматриваются:

специфика «усвоения» инновации;

каналы коммуникации, через которые проникает инновация в студенческую среду;

время, в течение которого диффузия достигает тот или иной этап;

особенности социальной системы, в рамках которой происходит диффузия, т.е. студенческая среда.

В ходе исследования будут сравниваться студенты центрального и периферийного городов России, соответственно Москвы и Омска. Москва как центральный город России обладает большим информационным потоком в отличие от периферийных городов, что, в свою очередь, говорит об определенном характере и скорости коммуникации. Город Омск, будучи отдаленным от центра, обладает меньшей информационной насыщенностью, нежели Москва, и, соответственно, здесь коммуникация имеет совершенно иные параметры, предположительно, это низкая скорость коммуникации, меньшая информационная составляющая коммуникативного потока, «запоздалость» процесса диффузии инноваций и т.д. Отсюда можно сделать вывод о том, что социальная структура города обуславливает соответствующий ей тип коммуникации.

Виртуальный культуротип личности на примере инноваций

Концепция виртуального культуротипа личности находится на пересечении ряда предметных областей гуманитарного знания. В современный период развития социума наблюдаются перманентные изменения также в социальной и культурной сферах общества, возникают новые виды социальных связей, которые подвержены влиянию процесса глобализации, наблюдается внедрение инновационных технологий в область культуры, что отражается на изменении характера деятельности членов культурных поэтических сообществ.

Сегодня нарастает потребность в осмыслении появления виртуального культуротипа личности - члена виртуального поэтического сообщества как культурного феномена. Формирование такого культуротипа в современных условиях представляет собой важную и довольно сложную проблему, которая позволила бы подойти к исследованию культурной и социальной активности, определению творческих стратегий, формулировке направления культурного поведения членов нового вида поэтических сообществ - виртуальных.

Требования, которые предъявляет сегодня киберпространство творческой личности, влияют на формирование новых социально-культурных ценностей, сознания, самоопределения этой творческой личности. Принадлежность к виртуальному культуротипу может символизировать принадлежность к новым поставленным культурно-творческим целям.

В настоящих условиях социальных изменений, вызванных инновационными процессами, культурная и мотивационная деятельность членов поэтических сообществ начинает зависеть от киберпространства. На основе инновационного фактора, связанного с ведением творческой деятельности за счет виртуального пространства Интернет, ряд поэтов-литераторов строит действия, на осуществление которых влияют характер их личности и факторы внешней среды, связанные с глобализацией.

Индивидуальный культурный облик возникает в рамках группового пространства (в данном случае речь идет о поэтическом сообществе), которое является первичным пространством становления способа человеческой деятельности, культуры, пространством духовной жизни.

Проведенное исследование показало, что виртуальный культуротип личности, осуществляющий презентацию совей творческой деятельности в рамках виртуального поэтического сообщества, осуществляет свое формирование под воздействием различного рода объективных и субъективных факторов, личностных условий и обстоятельств, которые влияют на возможности реализации творческого потенциала данной личности.

Виртуальный культуротип личности обладает инициативным типом поведения, связанным с систематическим освоением способов презентации творческой деятельности в сфере культуры в рамках киберпространства, созданием новых объектов духовной культуры. Виртуальный культуротип личности связан с апробацией сегодня довольно эффективных культурных поведенческих моделей, которые способствуют усилению процесса культурной кросскоммуникации и, конечно, обеспечивает возможность индивидуального творческого успеха.

Современное появление виртуального культуротипа личности обусловливается необходимостью отреагировать на общемировые тенденции в сфере культуры, связанные с ориентацией на потребности информационного общества.

Современные проблемы инноваций монопромышленных городов

 

России

Промышленное развитие России привело к появлению особой категории городов, называемых монопрофильными или монопромышленными. В каждом из таких городов есть так называемое градообразующее предприятие. Нормативно-правовая база содержит различные положения, закрепляющие понятие градообразующих предприятий. Положение «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994г. № 1001, определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города».

Признаками монопрофильных городов являются:

- наличие одного или двух-трех однотипных предприятий или предприятий одной технологической цепочки единого производственного процесса;

- значительная удаленность города от других крупных населенных пунктов, что не дает возможности горожанам реализовать право выбора той или иной формы жизнедеятельности;

- практически полная зависимость городского бюджета от градообразующего предприятия;

- однотипный состав жителей по профессиональной направленности.

Большинство монопрофильных городов в настоящий момент находятся в кризисном состоянии, только в 10% таких городов создается положительная добавленная стоимость. Это связано с неэффективным функционированием их градообразующих предприятий. Управление развитием таких городов требует особого подхода, поскольку оно должно осуществляться в комплексе с развитием градообразующих предприятий.

Если в городах с развитой многоотраслевой экономической базой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса вызывает переток занятых в другие отрасли промышленности и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях остановка градообразующего предприятия способна парализовать всю жизнедеятельность города. Процесс банкротства, селекции предприятий, идущий в стране, для монопрофильных поселений стал по существу вопросом селекции самих населенных пунктов, часть из которых перестала существовать, а ряд других потерял статус городских поселений.

Моногорода создавались по заказу государства для удовлетворения тех или иных потребностей, поэтому они особенно уязвимы от макрофакторов. Ранее у всех градообразующих предприятий был единственный заказчик – государство, в рыночных условиях необходимо добиваться заказов различный предприятий или даже государств. Конкуренция на глобальном уровне в мировом масштабе, информатизация, рост важности знания, новые технологии, мобильность населения – все это характеристики современного общества, в которых приходится выживать монопромышленным городам, многие из которых имеют сырьевую направленность предприятий.

Однако, к моногородам относятся также и наукограды, закрытые города, города, градообразующие предприятия которых производят продукцию мирового значения с использованием пресловутых инновационных технологий. Примеры моногородов, сумевших преодолеть социально-экономические проблемы, характерные для данного типа поселений, относительно редки и все-таки они есть.

Заключение

Относительно принятия инноваций и процесса диффузии «центр» и «периферия» также имеют отличительные особенности. Поскольку субкультура имеет две составляющие: форму (внешнее проявление субкультуры) и содержание (внутреннее проявление субкультуры), то для периферийного города с его относительно низкой информационной насыщенностью и упрощенным типом коммуникации свойственно принятие инновации в субкультуре во внешних ее проявления, как правило, через механизм подражания, в то время как для центра характерно более глубокое проникновение процесса диффузии.

Список литературы

Соколова Г.Н. Формирование среднего класса в Республике Беларусь // Общество и экономика. – 2008. – № 12.

Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т. Малевой.– М., 2007.

Денискина А.И. Средний класс Республики Беларусь по признакам материальной обеспеченности // Сб. материалов Шестой межинститутской научно-практической конференции молодых ученых, 9 октября 2006 г. – Минск, 2007.

Everett M. Rogers - Diffusion of innovations. Third Edition. N.Y.: Free Press, 2003.

Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2008.

Свечников С.К. Молодежная субкультура // Молодежь и рок-культура. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2007

Ярская В.Н., Яковлев Л.С., Печнкин В.В., Ежов О.Н. Пространство и время социальных изменений, Москва-Саратов, 2008.

Щербина В. Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа (опыт рефлексии становления «киберкоммуникативного континуума). – Бердянск, 2008.

Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М.: Экономика, 2007.

Лобза Е.В. Виртуальные мастерские – лаборатории творчества. Социс. 2008. № 12.

Козицын А.А., Куклин А.А. Экономическая безопасность территории с градообразующим предприятием. – Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2007.

Петров А., Рой О. Стратегия монопрофильного города (опыт подготовки и методология разработки) // Муниципальная власть. – 2007. №3.

Сосулина Е.Ю. Взаимодействие градообразующего предприятия и предпринимательства в развитии социальной инфраструктуры города // Социальные и экономические проблемы градообразующих предприятий в Уральском регионе: Сб. материалов регион. Заоч. Науч.-практ. Конф./ Редкол.: М.В. Мнухин (гл.ред.) и др. – Екатеринбург, 2006.

Яковлев, В.И. Город как социальное поле менеджмента градообразующего предприятия /В.И. Яковлев // Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России. – М.: Изд.МЮИ, 2008.

Яковлев, В.И. Социальный потенциал градообразующего предприятия /В.И. Яковлев. – Н.Новгород: Изд. ВГАВТ, 2008.

 


 

Опыт регионов по оказанию адресной поддержки на основе социальных контрактов

Экспертами Центра социальных инноваций проведен анализ итогов эксперимента, проведенного Минздравсоцразвития РФ в 17 субъектах РФ по введению  такого вида социальной помощи, как социальный контракт.
Суть социального контракта состоит в том, что в обмен на социальную помощь со стороны государства возникают встречные обязательства со стороны ее получателя. Примерами таких обязательств можно считать выполнение какой-либо оплачиваемой работы или получение дополнительного образования, ответственное  социальное поведение, ответственное отношение к своим детям.
Как показал эксперимент, наиболее распространенным видом оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в регионах стало предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
Практически повсеместно приоритет при этом отдается помощи семьям с детьми, особенно многодетным и неполным семьям. Им наряду с денежными выплатами   и натуральной помощью предоставляются социальные услуги, психологическая и юридическая помощь, содействие в устройстве детей в дошкольные учреждения.
Размер социальной помощи на условиях соцконтракта определяется с учетом финансовых возможностей субъекта РФ и в большинстве случаев составляет 30-35 тыс. рублей.
Наиболее активно в этом направлении работают Белгородская, Ростовская, Калининградская, Нижегородская, Тюменская и Томская области, а также город Москва.
Центр социальных инноваций  рекомендует органам социальной защиты всех субъектов РФ широко использовать в своей работе приобретенный опыт по оказанию адресной поддержки граждан на основе социальных контрактов.

 

Опыт социальных инноваций в условиях реабилитационного отделения и отделения социальной адаптации Красноперекопского психоневрологического интерната

Пчелкина М.В.

Заместитель директора по медицинской части  ГСУ СО ЯО Красноперекопского психоневрологического интерната

Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденцию грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Слово «инновация» обозначает введение в практику нового. Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в соответствии с изменяющимися условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило результатом коллективного творчества, то в материально-технических преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, задача социальных инноваций несколько отдалена во времени, эффект не проявляется так быстро и не носит такого конкретного характера.

В системе государственных учреждений социального обслуживания Ярославской области примером инновации в социальной сфере стало существование реабилитационного отделения и открытие отделения социальной адаптации на базе Красноперекопского психоневрологического интерната (КПНИ).

Красноперекопский психоневрологический интернат в системе государственных учреждений социального обслуживания был открыт в 1955 году, функционировал как дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа, был рассчитан на 300 женских коек.

В 1984 году интернат был перепрофилирован, стал называться Красноперекопским психоневрологическим интернатом, дополнительно открылось мужское отделение.

В 1989 году после введения в эксплуатацию нового корпуса открылось реабилитационное отделение, в 1997 – отделение милосердия, в 2003 году – отделение социальной адаптации на 9-10 коек. В настоящее время интернат в целом рассчитан на 410 женских и мужских коек.

В своей деятельности КПНИ руководствуется действующим законодательством РФ, постановлениями и приказами Министерства здравоохранения и социального развития, распоряжениями, указами, нормативными актами вышестоящих организаций, Департамента труда и социальной защиты населения, Уставом учреждения, коллективным договором.

Особенностью работы интерната является функционирование реабилитационного отделения и отделения социальной адаптации. Целью их работы является выявление и закрепление остаточной трудоспособности у инвалидов молодого возраста с различными степенями умственной отсталости, их рациональное трудоустройство, осуществление медицинской помощи, обучение трудовым и санитарно-гигиеническим навыкам, воспитательская, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Одной из сторон инновационной деятельности интерната является осуществление тесного сотрудничества с ВУЗами города (кафедрами психиатрии ЯГМА, олигофренопедагогики и дефектологии ЯГПУ им. Ушинского К.Д., кафедрой психологии ЯрГУ им. Демидова П.Г.,  социальным колледжем). На базе реабилитационного отделения КПНИ последнее время работает научная студенческая лаборатория, разрабатываются методические пособия по реабилитации инвалидов.

В 2003 году по постановлению коллегии департамента социальной защиты населения и труда Красноперекопскому ПНИ был присвоен статус инновационно-экспериментального учреждения социального обслуживания Ярославской области.

Отделение социальной адаптации или по-другому – социальное общежитие, стало воплощением одной из новых форм работы с молодыми инвалидами. Это отдельно стоящее двухэтажное здание, оборудованное современной мебелью и бытовыми приборами. В нем проживают молодые инвалиды, способные трудиться вне интерната на полноценных штатных должностях. Такой высокий уровень профессиональной подготовки работающих инвалидов отображает качество проводимой ими социо-трудовой реабилитации. Режим проживания там максимально приближен к самоуправлению, лишен доминирования персонала. За порядок и чистоту в корпусе отвечает староста. Несмотря на отсутствие гиперопеки со стороны сотрудников интерната, ребята дисциплинированы, исполнительны, трудолюбивы, результатами их труда довольны работодатели. У них появился мощный стимул к улучшению качества труда и быта, они стремятся приобрети современную технику, мебель, их комнаты выглядят все более эстетично и опрятно. Они совершают адекватные покупки, умеют качественно приготовить еду. Переезд ребят для проживания в социальное общежитие не привел к их исключению из активной культурной и спортивной  жизни интерната: они участвуют в насыщенной мероприятиями культурной и спортивной жизни, а также разнообразных анимационных мероприятиях: ежемесячные тематические программы с выступлением самодеятельности, оформлением плакатов с противопожарной тематикой, конкурс "Лучшая стенгазета" и т.д. Проводятся празднования дней рождений с дискотеками, угощениями, подарками. Ежегодно в мае месяце устраиваются так называемые выпускные вечера, когда провожают ребят в другие интернаты. Функционируют кружки: рисование, лепка, прикладное искусство, ритмические танцы. Организуются выходы в цирк, кинотеатры, парки, катания на лошадях, на теплоходе по реке Волга. Посещали экскурсии в Москву (в Кремль и дельфинарий), Санкт-Петербург (обзорная экскурсия и океанарий), в Суздаль, Владимир, Ростов с доступными познавательными лекциями, в Кострому с посещением лосефермы. В интернате постоянно существует спортивная команда, которая принимает участие в Специальной Олимпиаде России: по плаванию в Санкт-Петербурге и легкой атлетике, по мини-футболу в городе Егорьевске и городе Щелково Московской области и др.

Для проживающих занятия физкультурой и спортом выступают как фактор улучшения самочувствия, удовлетворения потребности в общении, расширения кругозора, самореализации, позволяет включиться в социальные контакты с другими людьми.

Таким образом, существование социального общежития, которое улучшает качество жизни, повышает уровень социализации инвалида, меняет климат в целом и среди остальных проживающих в реабилитационном отделении: подтягивается дисциплина, больше самостоятельности появляется в работе старост этажей, труд ребят становится более осмысленным и результативным.

Необходимо отметить, что профессиональная реабилитация молодых инвалидов, проводимая в интернате, включает в себя профориентацию (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическую  поддержку профессионального самоопределения; обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, профессионального образования; по программам ЦИЭТИНа содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости).

Сотрудники интерната обучают молодых ребят профессиям: грузчик, санитарка-уборщица, дворник и др. Они сдают зачеты с оценкой приобретаемых практических навыков и элементов охраны труда, условий работы. В настоящее время на неполных штатных должностях в интернате работают 45 человек на территории и в помещении интерната, в хозчасти, гараже, на пищеблоке, в бане и прачечной. Ребята получают зарплату, отпуска, различные поощрения.

Необходимо отметить, что наши ребята работают и вне интерната (13 человек) дворниками, швеями, уборщиками, подсобными рабочими. Это неквалифицированные и низкооплачиваемые виды труда, но они помогают вырабатывать такие качества, как старательность, обязательность, аккуратность.

Ребята хорошо выполняют всю работу, и работодатели отзываются о них с благодарностью. За добросовестное отношение к труду ребята поощряются благодарностями, грамотами, денежными премиями. Работая вне интерната, ребята имеют возможность развития адаптации к социальной инфраструктуре, формирование у них устойчивых психологических установок на полноценное участие в жизни общества.

В последние годы у ребят появилось стремление к образованию: 4 человека закончили училище № 22 по специальности швея, 1 человек закончил училище № 14 по специальности садовник, 4 человека продолжают обучение в вечерней сменной общеобразовательной школе.

В интернате существует еще один вид трудоустройства – это выпуск молодых инвалидов для дальнейшего проживания и работы в другие дома-интернаты, системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области. За последние 10 лет их количество составило около 70 человек.

Таким образом, наша работа вносит свой вклад в государственную политику в отношении инвалидов, которая  направлена на изменение общепринятого иждивенческого образа жизни, на понимание инвалидом, что он – не ущербный, обделенный жизнью человек, а полноценный гражданин, способный внести свой вклад в общественную жизнь.

Причем профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов  необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, общественными организациями и т. п. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

В заключение хотелось бы привести несколько ярких примеров удачно сложившейся жизни некоторых наших воспитанников. По-разному складывается жизнь проживающих реабилитационного отделения, хотя есть в их судьбах и общее: дом малютки, детский дом-интернат, реабилитационное отделение, отделение социальной адаптации Красноперекопского ПНИ.

Жизнь Александры Денисовой (34 года) началась по-другому. В 3-х месячном возрасте  ее удочерили, но возникли проблемы: приемная семья распалась, у Шуры начались нелады со здоровьем и вот маленькая, озлобленная девочка в Улеймском детском интернате. Здесь она окончила 8 классов. В 1992 году ее перевели в реабилитационное отделение КПНИ.

«Все беды я переживу

И солнце вновь заглянет в дом.

Дорогу к свету я найду,

С усмешкой вспомню о плохом» - напишет она в своих стихах позднее.

Настойчивая, целеустремленная, трудолюбивая она ищет свое место в жизни. Получает специальность маляр-штукатур, работает на стройке, занимается спортом, пишет стихи, заводит много новых друзей. Здесь же на работе она знакомится с Юрием, бывает у него дома, но, несмотря на полученное предложение, стать его женой не готова. Она молода, ей хочется изменить свою жизнь, рамки отделения ей тесны. Попытки жить одной самостоятельно оказываются неудачными. Юрий настойчив. Наконец, согласие получено. В марте 2004 года состоялась свадьба, на которой вместо родственников со стороны невесты – воспитатели и проживающие, а все угощения на столе приготовлены руками невесты под руководством соседки. Молодая семья, новые обязанности, первые трудности – все можно преодолеть, если ты хочешь этого.

Прошло почти три года. В чистой, уютной квартире растет дочка Оля – любимица папы Юры. В приятной, уверенной в себе женщине трудно узнать Шуру Денисову - «парнишку-сорванца», которую мы привыкли видеть в интернате. В ее жизни есть все о чем мечтает каждый: работа, квартира, любимый муж и маленькая дочь.

И сейчас у Шуры все благополучно: быт налажен, отношения с мужем устойчивые, работает нянечкой в соседском детском саду, недавно родила второго ребенка.

Градусова Таня поступила в реабилитационное отделение в 2002 году, в 2005 году переведена в отделение социальной адаптации. Работала уборщицей на неполной штатной должности в интернате. Всегда доброжелательная, послушная, трудолюбивая. Около 3-х лет назад познакомилась с молодым инвалидом Васильковым Игорем, проживающим с мамой дома. У них сложились отношения, Таня ходила в гости в их семью. Его мама положительно относилась к их встречам. С разрешения администрации интерната она помогла получить отдельную жилплощадь для Татьяны. В 2008 году Градусова Таня была выпущена для самостоятельного проживания. Она легко адаптировалась к жизни вне интерната, справляется со всеми социально-бытовыми проблемами, ухудшения здоровья за этот период не отмечалось. Она всегда рада  посещению сотрудников отделения, охотно приходит в интернат в гости, общается с бывшими друзьями.

Алексей Петров (32 года) с детства воспитывается в учреждениях социальной системы. С трудом обучался в коррекционной школе. С 1994 году проживает в реабилитационном отделении. В характере Алексея есть такие черты как упорство, целеустремленность, ответственность. Получив в реабилитационном отделении профессию дворника, с 1997 года работал в течение 5 лет в детском саду № 12. Отличался аккуратностью, исполнительностью. Коллектив детского сада относился к Алексею за его долголетний добросовестный труд  особенно тепло, по-отечески, его приглашали на праздники и в коллектив, и в свои семьи. Территория этого детского сада в 2006 году заняла 1 место на городском конкурсе, в чем была и его большая заслуга.

С 2004 года по настоящее время Алексей проживает в отделении социальной адаптации, является старостой, благодаря его усилиям составляются графики дежурств, поддерживается идеальная чистота, нет нарушений дисциплины, сам разводит домашние растения, ухаживает за ними.

Алексей всегда отмечался стремлением  к самообразованию. Занимался с воспитателями интерната по индивидуальной программе. За эти годы окончил вечернюю школу и  с 2006 г. по 2009 г. учился в училище №14 по специальности садовник. Проявил себя с положительной стороны, был трудолюбив, упорен в учебе, все годы являлся старостой группы. В 2010 году закончил дополнительно курсы по плетению лозы. Ежегодно принимает участие в конкурсах по ландшафтному дизайну, проходящих на территории музея Спасо-Преображенского монастыря, неоднократно занимал призовые места. Этим летом самостоятельно разработал план облагораживания территории интерната, организовал ребят на сбор лозы, формирование клумб и посадку цветов.

Судьбы этих и многих других молодых инвалидов представляют яркий практический пример необходимости таких процессов, как реабилитация, профессиональное обучение, трудоустройство, попытки интеграции инвалидов в общество. Как мы видим,  наши усилия  в сфере развития социальных инноваций помогает раскрыть личность инвалида, реализовать его возможности.


Инновации, которые рождают инновации. Примеры инноваций в экономике.

Мухаммаду Юнусу потребовалось немалое воображение, чтобы создать банк, который ссужает деньги беднейшим людям — деревенским предпринимателям, которым нужно всего-то 30 или 50 долларов, чтобы начать свой небольшой бизнес. Обычные банки не могут позволить себе обслуживать столь ничтожные займы, а у таких заемщиков не имеется кредитной истории.


В 1976 году Мухаммад Юнус, экономист из Бангладеш, учредил банк «Грамин». Для гарантии возврата займов вместо обычного заклада он попросил заемщиков привлекать группу поручителей из их общин. Эти группы были заинтересованы в успехе предприятия и могли оказать давление на заемщика в случае задержки платежей. Если долг был выплачен, члены группы поручителей также могли претендовать на заем.

К 2005 году «Грамин» предоставил кредиты 4 300 000 заемщикам на сумму 47 миллиардов долларов; большинство клиентов составляли женщины, которые оказались более предприимчивыми и более добросовестными. Подобные операции банк «Грамин» вызвал к жизни по меньшей мере еще в 34 странах и учредил фонд помощи неправительственным организациям, которые пожелали перенять его опыт.

Сегодня микрофинансирование стало заметной глобальной индустрией. Ключи к его успеху — необычно (для США и Европы) высокие кредитные ставки на заем и 98-процентный уровень возврата. С последним иногда возникали трудности. Однако, как говорит президент организации Всемирного женского банка Нэнси Барри, «выдача кредитов этим заемщикам не более рискованна, чем кредитование Дональда Трампа».

Что еще интересно в этой социальной инновации, так это то, что она оказала трансформирующее влияние на другие учреждения. Начать с того, что «Грамин» имел множество последователей бангладешской модели. Согласно «Уолл-стритджорнал», к 2001 году «владельцы лавок, играющие в карты в деревне Багил Базар, могут наизусть сказать, какие условия предлагают семь конкурирующих банков».

Поскольку прибыли «Грамина» необычно стабильны, 26 неправительственных организаций, работающих в бедных странах, создали собственные банки микрокредитования, чтобы финансировать собственную некоммерческую деятельность.

В свою очередь, распространение микрофинансирования привело к созданию «Майкро Рэйт» — рейтингового агентства для банков, предоставляющих мелкие кредиты, что само по себе стало инновацией. Как говорит его учредитель Дамиан фон Штауффенберг, все больше и больше банков некоммерческих организаций в ближайшее десятилетие будет трансформироваться в обычные банки, поскольку это значительно увеличит их финансовые возможности. Двести из них уже сделали первые шаги в этом направлении.

Некоторые даже смогут конкурировать с обычными банками, а это, считает он, заставит крупные глобальные банки и местные коммерческие заняться микрофинансированием.

Словом, одна новая организация — «Грамин» — оказала трансформирующий эффект не только на жизнь бедных заемщиков, но и на субсидирование неправительственных организаций. Она также может изменить традиционную банковскую систему, стирая грани между коммерческим и некоммерческим мирами.

«Грамин» — не единственный пример эффективных изобретений в социальной сфере. Интернет-сайт Amazon.com организовал книжную торговлю без магазинов. EBay проводит аукционы в Сети. Google, Yahoo и другие поисковые системы принимают 600 000 000 запросов в день, заменяя собой библиотеки и оказывая трансформирующее влияние на издательскую и книготорговую деятельность.

Критикуя модель социального обеспечения индустриального типа, австралиец Верн Хьюз говорит: «Политикам все еще сходят с рук обещания большего числа школ, больниц, медиков и полицейских», как будто вливание больших денег поможет излечить кризис, который грозит соответствующим учреждениям.

В этой устаревшей модели многие социальные агентства оказывают однотипную помощь «разобщенным, пассивным и беспомощным клиентам».

В качестве альтернативы Хьюз приводит мельбурнскую программу «Человек человеку», адресованную семьям, имеющим больных детей. Эти семьи «страдали от стандартизованной помощи своим детям», в то время как нужды каждой из них были разными.

Эти семьи убедили австралийский Департамент гуманитарной помощи обеспечивать их не услугами, а деньгами, которые передавались «координатору поддержки», выбранному ими самими. Координатор оплачивает им «набор услуг по усмотрению семьи (образовательных, медицинских, по уходу и за помощь по дому, за уроки пения и т.д.)».

В области гуманитарной помощи, полагает Хьюз, возникает новая парадигма, которая «сдвигает фокус со снабжения к персонализированному спросу». Эта демассификация в области социального обеспечения является эквивалентом индивидуального потребления на рынке.